Error get alias

Почему многие до сих пор живут в парадигме, что в СССР инвалидов нет? Ответы психолога на самые волнующие вопросы.

По статистике число людей с ограниченными возможностями здоровья в Москве насчитывает 1,1 миллиона человек.

К сожалению, практика показывает, что мы не часто замечаем их в местах скопления людей. Почему так происходит? Как правильно выстраивать коммуникацию с человеком с особенностью? Мы пообщались с психологом из Московского реабилитационного центра Владиславом Велевым и задали ему волнующие вопросы.
Почему многие до сих пор живут в парадигме, что в СССР инвалидов нет?
— Это очень интересный вопрос. Не соглашусь, что все живут так. Есть большая категория граждан, которые уже дифференцируют и более толерантно относятся к проблеме инвалидности и инвалидам в частности. Тут важно вспомнить об истории развития реабилитационных идей в мире и в России. Например, в 30 – 40х годах двадцатого века реабилитация рассматривалась в большей степени с точки зрения ухода и в какой-то мере их социальной защиты. Позднее эти идеи претерпели изменения, и в 50 – 60х годах реабилитация стала рассматриваться с точки зрения интеграции или реинтеграции в общество. В 70 – 80е годы произошел следующий этап развития идей реабилитации, согласно которому уже окружающая среда стала подвергаться изменениям для повышения качества жизни лица с ограниченными возможностями. Такое развитие идей хорошо объясняет "Почему инвалидов не замечают?". Адаптация среды к нуждам и запросам людей с ограниченными возможностями только в последние десятилетия, по крайней мере в нашей стране, становиться весьма актуальной. Эта общая идея заставляет нас обращать больше внимания на проблемы этих людей. Сейчас мы только стремимся к равным возможностям с этой частью нашего общества и, конечно, без перестройки нашего сознания процесс интеграции невозможен. Относительно здоровые люди и люди с ограниченными возможностями части одной среды, ведь так?
Как объяснить ребенку, почему у другого человека нет руки, ноги… ? Как объяснить, что такое протез?
— Люди с одной стороны похожи друг на друга, иначе общество не сформировалось бы, с другой стороны мы отличаемся друг от друга. Здесь идея инаковости является ключевой. Люди на самом деле отличаются друг от друга не только внешне, но и внутренне: по ценностям и идеям, которые у них есть, ведь бытие отражает сознание и наоборот. Эту идею, как мне видится, следует доносить до ребенка на понятном ему языке. Люди отличаются друг от друга, наши отличия не сводятся только к цвету волос или глаз, росту или весу. Все в целом сводятся к тому, как мы относимся к жизни, к другим людям, как воспринимаем окружающий нас мир, какие у нас хобби и интересы. Для ребенка нужно подобрать несколько другие слова.

Важно понимать, детский возраст неоднороден, он состоит из разных этапов насыщенных порой качественно отличающимися взглядами на окружающих и на себя. Так в дошкольном возрасте детям легче объяснить идею отличий друг от друга на примере игры, наглядно, в школьном, лучше стимулировать ребенка к размышлениям, задавать ему вопросы, предлагать порассуждать на тему отличий. Идея применения протеза, согласно сказанному выше, может быть донесена как в форме игрушки, благо сегодня в кинематографе масса примеров супер-героев, обладающих различными приспособлениями и способностями, так и в качестве отличительной особенности. Здесь является важным, переход от мотивации демонстрирования протеза другим детям, к внутренней мотивации понимания возможных благ которые приспособление может дать этому ребенку.
Как вести себя, если рядом обижают ребёнка с особенностями?
— Если мы четко осознаем, что ребенка действительно обижают, что идет травля, то нужно помочь. Здесь, в первую очередь, важно не навредить.
— Почему некоторые люди с инвалидностью недовольны, когда им помогаешь, не спросив, а другие этого требуют? Как себя вести?
— Тут очень важно разделять людей с приобретенной инвалидностью и врожденными ограничениями. Первые имеют опыт другой жизни. Они находятся в ситуации, когда им приходится изменять отношение к своей жизни. У них несколько иное отношение к своему телу, и, в силу вынужденных обстоятельств, им приходится менять отношение к нему. Для ребенка с врожденным ограничением, ситуация отсутствующей или неразвитой конечности гармонична его представлениям о своем теле. Когда происходит сравнение с другими детьми, ребенок принимает и присваивает себе те объяснения, которые дают родители. Здесь очень важна идея, которую они транслируют. Те реакции, которые дают родители, будут для ребенка образцовыми. Они во многом будут определять насколько легко ребенку в будущем будет адаптироваться к жизненным ситуациям по мере его взросления. Например, если у ребенка сформировано представление о себе как о неполноценном, а отсутствующая рука – признак этого, то любые попытки помочь будут восприниматься агрессивно или в виде избегания. Для ребенка помощь может иметь разные значения. У других детей напротив, может возникать так называемая рентная установка, при которой ребенок с удовольствием пользуется помощью окружающих, в некоторой степени отказываясь от собственной активности. Воспитание в семье играет решающую роль.
— Почему некоторые люди с инвалидностью недовольны, когда им помогаешь, не спросив, а другие этого требуют? Как себя вести?
— Тут очень важно разделять людей с приобретенной инвалидностью и врожденными ограничениями. Первые имеют опыт другой жизни. Они находятся в ситуации, когда им приходится изменять отношение к своей жизни. У них несколько иное отношение к своему телу, и, в силу вынужденных обстоятельств, им приходится менять отношение к нему. Для ребенка с врожденным ограничением, ситуация отсутствующей или неразвитой конечности гармонична его представлениям о своем теле. Когда происходит сравнение с другими детьми, ребенок принимает и присваивает себе те объяснения, которые дают родители. Здесь очень важна идея, которую они транслируют. Те реакции, которые дают родители, будут для ребенка образцовыми. Они во многом будут определять насколько легко ребенку в будущем будет адаптироваться к жизненным ситуациям по мере его взросления. Например, если у ребенка сформировано представление о себе как о неполноценном, а отсутствующая рука – признак этого, то любые попытки помочь будут восприниматься агрессивно или в виде избегания. Для ребенка помощь может иметь разные значения. У других детей напротив, может возникать так называемая рентная установка, при которой ребенок с удовольствием пользуется помощью окружающих, в некоторой степени отказываясь от собственной активности. Воспитание в семье играет решающую роль.

Что касается помощи на улице, то важно действовать исходя из контекста. Задайте себе вопрос: а ему вообще нужна помощь, или это мои мысли и эмоции вынуждают меня действовать? В подобных ситуациях лучшее решение – это коммуникация, необходимо спросить нужно ли помочь и как это сделать. В конечном итоге "самостоятельность человека залог величия его".
Какие слова могут задеть/обидеть человека с особенностями?
— Человек склонен выстраивать предположения или концепцию о том, что о нем думают, и как его принимают другие люди. Так, например, человек с отсутствующей кистью предполагает, что если он выйдет на улицу, и люди увидят его культю, то они посчитают его "неполноценным", и начнут показывать на него, травить. Такие гипотезы могут вызывать стеснение или стыд, и как следствие, попытки избежать ситуации общения с другими людьми. Как раз задача психолога – разрушать подобные концепции. Ведь большинство смотрит на людей с особенностью, просто потому что срабатывает ориентировочный рефлекс, или как его назвал И.П. Павлов, рефлекс "Что такое?". У некоторых прохожих вид человека с ограниченными возможностями действительно может вызвать тревогу, раздражение, отвращение и т.д., но это скорее единичные случаи. Здесь важно помнить, что не только наши слова могут обидеть человека, но и невербальные действия. Избегание – плохой способ не задеть. Спокойное общение без концентрирования на руке или другой особенности – это самый оптимальный вариант.
Есть ли простое правило, соблюдая которое гарантированно не обидеть человека с инвалидностью?
— Нам очень важно отслеживать те импульсы, те эмоции, которые у нас возникают при встрече с таким человеком. Поэтому первое, что мы должны сделать, это спросить себя: что я чувствую, когда смотрю на этого человека? Какие эмоции он у меня вызывает? Второй пункт: о чем я думаю, когда смотрю на него? Какие мысли вызывают у меня эти эмоции? Здесь могут быть разные варианты ответов: например, этому человеку, наверное, тяжело живется, или я бы не хотел, чтобы у меня так было, или это несчастный человек. Третий пункт, про наши реакции: что я делаю при виде этого человека? Как я выражаю эти мысли и эмоции, которые есть у меня внутри? Здесь реакции могут быть разными. Я могу, например, постараться пожалеть человека или помочь в ситуации, когда ему это не нужно, и так далее. Такой трехступенчатый анализ помогает вам понять внутренние мотивы. Если вы испытываете жалость или даже отвращение к этому человеку, то нужно поменять свое отношение. Самое вредное, что мы можем сделать – это относиться к нему, как к неполноценному человеку.
Велев Владислав Петрович – кандидат психологических наук, окончил Московский педагогический государственный университет, факультет "Педагогики и психологии", член ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, когнитивно-поведенческий психолог-консультант, психодраматист и экзистенциальный психолог.
ЯНВАРЬ 21, 2019
Error get alias
Error get alias