Error get alias

Будущее и настоящее реабилитации в виртуальной реальности

Принято считать, что виртуальная реальность создавалась и используется для игр, но также она активно внедряется и в медицине. Больше пяти лет VR применяется в реабилитационной практике, высокие результаты ее применения нашли отражения в международных научных исследованиях.
Опыт мирового сообщества
В конце прошлого века три колумбийских ученых-реабилитолога (Carr J., Shepherd R. A.,Woollacott M.H., Shumway-Cook A.) ввели требования, которым должна отвечать эффективная реабилитационная помощь.

  • Во-первых, реабилитационная тренировка происходит в среде, близкой к бытовым условиям;
  • Во-вторых, человек должен быть активно вовлечен в процесс занятия;
  • И наконец, учитывая, что процесс обучения движению всегда происходит методом проб и ошибок, пациенту необходима точная и объективная обратная связь о том, насколько качественно ему удалось справиться с заданием.
В зале ЛФК или дома добиться выполнения всех трех условий непросто. И здесь на помощь может прийти виртуальная реальность. В VR на сегодняшний день можно создать практически любое пространство и дать подробную обратную связь о выполнении того или иного этапа. Кроме того, в проведенном в 2005 году исследовании (Kizony R. et al.,Thornton M. et al., 2005) было показано, что при использовании виртуальной реальности в реабилитационной практике у пациентов отмечается повышение мотивации, заинтересованности, а также желания продолжать лечение и восстановление.

Виртуальная реальность способна помочь человеку с нарушениями здоровья, повысив его мышечную активность, улучшив навыки координации, равновесия и селективности движений, а также обеспечив внутреннюю уверенность в своих действиях. Доказано, что характеристики движения, выполненного в реальном пространстве не имеют значимого отличия от движения в виртуальной среде [Viau A. et al., 2004]. Таким образом, начинать учиться использовать столовые предметы можно в виртуальной среде в игровой форме, а потом перенести уже сформированные навыки в реальный мир.

VR положительно зарекомендовала себя в вопросах реабилитационной помощи. В ведущих мировых клиниках она уже является неотъемлемой частью процесса лечения. Так в институте г. Чикаго специальную перчатку для тренировки силы разжатия и сжатия пальцев применяют с 2005 года. Пациент надевает перчатку и шлем виртуальной реальности, его задача – взять виртуальную баночку колы, переставить ее и отпустить. Если пациенту не хватает силы для сгибания или разгибания, перчатка помогает завершить движение до конца. Если задача выполняется успешно, звучит специальный «победный» сигнал [Luo X. et al., 2005].
Российский опыт
Исследование результатов реабилитации с использованием виртуальной реальности проводят не только за рубежом, но и в России. В Научном Центре Неврологии в г. Москве 47 пациентов с нарушением функции верхней конечности проходили тренировки, играя в виртуальный боулинг, таким образом тренируя силу и точность движений. Для оценки результатов использовались общепринятые в международной практике тесты и шкалы, которые достоверно показали, что после курса реабилитации у пациентов, участвовавших в исследовании, значительно снизилась степень ограничения движения, количество компенсаторных реакций, время на планирование движения, при этом точность движения значительно повысилась, а траектория движения стала значительно лучше [Черникова Л.А. и др., 2011].

Тренировки в виртуальной реальности ведут не только к улучшению практических функций, но и к реорганизации структур головного мозга. Результат подобной реабилитации фиксируется на высоком уровне и поэтому является достаточно стойким [A. Turolla и соавт., 2013].
Реабилитация в виртуальной среде при протезировании верхних конечностей
К сожалению, значимого опыта применения VR при протезировании верхних конечностей сегодня еще нет. Но учитывая научно-доказанный успех использования виртуальных программ в вопросах восстановления равновесия, увеличения подвижности и функции верхних конечностей, данное направление является перспективным как для нашей страны, так и для всего мира.
Компания «Моторика» запускает первый в мире собственный проект по использованию виртуальной реальности в реабилитации при протезировании верхних конечностей.
Наши инженеры совместно с врачами-реабилитологами и командой Formika lab уже проектируют комнаты инициализации – виртуальные пространства, в которых будет проходить игрово-реабилитационный процесс, прописывают сценарии «игры» для пилотов с протезами. За процессом проведения «виртуальной реабилитации» можно будет наблюдать от первого и от третьего лица. Уже сейчас мы проводим тренировку мышц культи для подготовки к биоэлектрическому протезированию в игровой форме (пользователь управляет машиной в гонке с помощью сгибания кисти) и видим не только положительные результаты в укреплении мышц человека, но и получаем восторженные отзывы пациентов о самом процессе.
Илья Чех, генеральный директор Моторики
Будущее
Мы ставим перед собой высокие цели – значительно повысить результаты реабилитации наших пациентов, провести серьезное научное исследование, которое позволит объективно показать все сильные стороны данной технологии в вопросах восстановительного лечения и ввести обоснованные стандарты реабилитации при протезировании верхних конечностей.
Положительный опыт в использовании протеза при проведении реабилитации не только улучшит физическое состояние человека, но и сделает его более уверенным в себе, ведь в виртуальной среде можно менять сложность под каждого пациента, а также программировать больше ситуаций успеха в освоении навыков.
Алина Кузякина, специалист по реабилитации Моторики
Виртуальная реальность сегодня не может заменить традиционных реабилитационных методик и подходов, однако она уже представляет собой доступный механизм значительного улучшения качества и доступности реабилитации, и позволяет достичь очень хорошего результата в вопросах восстановления.
19 АПРЕЛЯ / 2018
Error get alias
Error get alias